Профессия авиадиспетчер

Районные центры Единой Системы ОрВД филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» обслуживает огромное воздушное пространство, которые граничат с Магаданским, Хабаровским, Иркутским и Красноярским РЦ ЕС ОрВД.

Обычный день авиадиспетчера

В Центре управления воздушным движением расположены пульты: за каждым сидят два диспетчера, они  отвечают за определенный сектор. Сектор – это как бы нарезанное пространство в воздухе, под нашей ответственностью их 11.  Основная задача диспетчера — не допустить, чтобы между воздушными судами на одной высоте было расстояние менее 10 километров.

При приёме дежурства диспетчер занимает рабочее место, и после того, как он понял воздушную обстановку, все ограничения, которые действуют в данный момент, узнал всю погоду на своих и запасных аэродромах, он принимает дежурство и докладывает старшему диспетчеру. Пульт для управления воздушным движением в секторе рассчитан на два рабочих места, они равнозначны, но функции у них немного отличаются — один диспетчер ведёт связь со смежными секторами и передаёт информацию о движении воздушных судов, другой в это время контролирует воздушную обстановку и ведёт связь с воздушными судами.

В основном в России авиадиспетчеры работают по графику УДН («утро-день-ночь»): в 8 утра определённая смена принимает дежурство, и в три часа дня ее меняет уже другая смена. На следующий день эта смена заступает в три часа дня и работает до десяти часов вечера. На третий день всё та же смена заступает в десять вечера и работает до утра, потом три дня отдыха.

Основная задача: ведение воздушного судна

Все самолёты ведут радиосвязь на русском или английском языке. На индикаторе воздушной обстановки диспетчер видит позывной воздушного судна, его скорость, высоту, траекторию движения, аэродром назначения и так далее. При пролёте определённой точки самолёт переходит на связь с другим сектором, потом со следующим и так до аэропорта назначения, который может быть рядом, а может быть и через 10-12 часов полёта.

Ответственность

Ответственность нужно чувствовать и осознавать постоянно, но давить она не должна. Представьте, на связи у диспетчера, вне зависимости от его класса, минимум 10-20 воздушных судов одновременно. И в каждом от 100 до 300 человек. Бывает, что диспетчер — совсем молодой человек или девушка лет 25, а у него сразу две-три тысячи жизней в руках. Это психологически очень серьезно. Поэтому не все здесь могут работать.

Ошибки в профессии авиадиспетчера, как и у пилотов, стоят очень дорого – и о них сразу узнает не только вся страна, но и весь мир. Необходимо постоянно оттачивать профессиональное мастерство на тренажёрах, делать все, чтобы ошибок не случалось, и пассажиры в самолёте о нас даже не подозревают.

Помощь оборудования

Техника должна помогать, а не оттягивать внимание. Если раньше, например, авиадиспетчеры должны были держать в голове позывные всех воздушных судов, то теперь видят всю информацию на экране. Система может заранее предупреждать о конфликтных ситуациях, и это большая помощь.

Женщины-диспетчеры — давно не редкость

Сейчас в коллективе  более 500 авиадиспетчеров, работающих в 5 смен. Среди них есть девушки.

Медицинский контроль

Профессия авиадиспетчер требует постоянного медицинского контроля и прохождения регулярных медицинских обследований. Перед каждым заступлением на смену, необходимо пройти медицинский контроль – без него к работе не допустят.

Нестандартные ситуации

Нестандартные ситуации – это не всегда то, что показывают в фильмах. Закрытие по каким-либо причинам высот в секторе, уход воздушных судов на запасные аэродромы, болтанка, обледенение – всё это те ситуации, которые должны решать авиадиспетчеры. Но и при стандартных ситуациях бывает непросто, когда, например, в летний период воздушное движение увеличивается в несколько раз.

 

По материалам сайта: http://yug.gkovd.ru .