Чокурдахский центр ОВД

Чокурдахское отделение государственного предприятия «Сахааэроконтроль» было образовано 20 января 1995 года, путем выделения служб УВД и ЭРТОС из состава Чокурдахского авиапредприятия НАК «Сахаавиа».

С 01 апреля 1995 года подразделение вошло в состав государственного предприятия «Сахааэроконтроль» и приступило к выполнению возложенных на него задач.

Структура Чокурдахского отделения в ходе реформирования предприятия неоднократно менялась и в настоящее время стала Чокурдахским центром ОВД «Филиала Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Руководящий состав из высококвалифицированных специалистов, ветераны с огромным практическим опытом работы и молодежь, люди влюбленные в авиацию, в небо, составляют костяк центра.

Начальником центра долгое время работал Черемкин Егор Петрович, выпускник Рижского авиационного училища спецслужб ГА (1970), Киевского института инженеров ГА (1979), «Отличник Аэрофлота», Почетный работник авиации Якутии, ветеран авиации.

В связи с оптимизацией структуры воздушного пространства, в рамках работ по поэтапному созданию Якутского укрупненного центра с 11 февраля 2011 года Чокурдахский РЦ ЕС ОрВД был закрыт. Воздушное пространство в зоне ответственности бывшего Чокурдахского районного центра, контролируется сектором «Север-2» РЦ ЕС ОрВД аэропорта Якутск.

В нижнем воздушном пространстве в районе аэродрома Чокурдах организована работа КДП МВЛ с функциями МДП.

В настоящее время зона ответственности Чокурдахского центра ОВД представляет собой зону района аэродрома (РА) и зону МДП, ограниченную высотой 4200 метров.

В состав центра входит отделение Белая Гора, которое включает в себя персонал ОВД и ЭРТОС, обслуживает полеты на МВЛ и в зоне МДП Абыйского района.

Службу движения возглавляет Грязнов Виктор Дмитриевич, Почетный работник воздушного транспорта Якутии, ветеран авиации, опытный, с высокой профессиональной подготовкой руководитель, наставник молодых кадров.

В 2013 году впервые за многие годы служба пополнилась молодым специалистом в лице Ивановой Екатерины Ивановны. Она в 2013 году закончила Красноярский филиал Санкт-Петербурского государственного университета ГА. В ноябре 2013 года успешно сдала РКК в Хабаровске на 3 класс. Уверенно и надежно управляет воздушным движением в зоне ответственности центра. В службе также растет молодой специалист Рудницкий А.И. В Чокурдахском центре ОВД работает с 2006 года. В 2013 году прошел первоначальную подготовку старших диспетчеров. В 2014 году заканчивает заочный факультет Санкт-Петербурского государственного университета ГА по специальности управление воздушным движением.

В отделении Белая Гора службой движения руководит старший диспетчер Хохлов Владимир Иванович, руководитель с большим практическим опытом работы. Диспетчерский пункт КДП МВЛ совмещенный с МДП Белая Гора обеспечивает все полеты в зоне РА и зоне МДП Абыйского района. С сентября по ноябрь месяцы 2013 года маленький коллектив службы успешно справился с большим объемом работ по приему-выпуску воздушных судов, обеспечивающими район необходимыми продуктами питания, строительными материалами и топливом по заявкам МЧС и по Постановлению Правительства Республики Саха (Якутия), которые не были доставлены в арктическую навигацию 2013 года. По заявкам МЧС в эти авральные месяцы обслужены 104 воздушных судна (АН-74, АН-26, Ми-8, Ми-26).

Благодаря слаженной работе диспетчеров службы движения и специалистов службы ЭРТОС, все запланированные рейсы были выполнены, обеспечены качественным аэронавигационным обслуживанием и все груза своевременно доставлены адресатам.

Очень хорошо зарекомендовала себя диспетчер ОВД Стручкова Софья Александровна. Работает с 2010 года. В 2013 году в Хабаровске сдала РКК на 2 класс. В 2014 году прошла КПК по первоначальной подготовке старших диспетчеров. Очень надежный, дисциплинированный, добросовестный и ответственный специалист.

Руководителем службы ЭРТОС работает Яковлев Валерий Иванович, «Отличник воздушного транспорта», Почетный работник авиации Якутии, ветеран авиации. Работает в службе ЭРТОС с 1974 года. С 1995 по 2000 годы работал ведущим инженером, с 2000 по 2004 годы – главный инженер, с 2004 года по настоящее время – начальник службы ЭРТОС. В службе ЭРТОС руководителями объектов работают профессионалы своего дела. Куриленко Владимир Декартович, работал с 1978 по 1992 годы, в 2005 году вновь принят на работу, с 2008 года по настоящее время работает ведущим инженером, Ковалев Сергей Иванович, работает в службе ЭРТОС с 1996 года, с 2006 года — ведущий инженер. Ласковый Станислав Васильевич, работает с 1971 года, Почетный работник транспорта России (1995), с 1995 года – ведущий инженер, ветеран авиации. Свой богатый профессиональный и практический опыт, рабочие традиции прошлых славных лет, они передают молодым специалистам.

К таким ветеранам кроме вышеназванных относятся техник отделения Белая Гора Новиков И.И, старший радиооператор Тесленко Н. Н., радиотелеграфисты Половинко Т.В., Захаркина З.П., Сивцева А.Н, и другие.

Из молодых специалистов необходимо подчеркнуть добросовестную, ответственную работу техника службы ЭРТОС Семенова В.В., инженера-энергетика Портнягина П.С., в отделении Белая Гора инженера службы ЭРТОС Мубаракзянова М.И., техника Борзова А.В.

С развалом страны, развалилась хорошо отлаженная система подготовки авиационных специалистов, начиная с 1996 года (практически с началом перестройки с 1985 года) служба ЭРТОС, служба движения с 2000 года не пополняются профессиональными молодыми специалистами.

В советские времена в аэропорты Тикси, Чокурдах и Черский невозможно было устроиться на работу, отсутствием вакантных мест. На работу принимались в основном специалисты по направлению из центральных городов страны.

Сегодняшние реалии жизни в арктических поселках таковы, что обеспеченность квалифицированными кадрами, их закрепление на местах является проблемой номер один. Суровые климатические условия, отсутствие нормального жилья, бытовых условий, перспектив на будущее, отдаленность от цивилизации, высокие цены на продукты питания не привлекают специалистов в Чокурдах и на Белую Гору, да и в целом во все арктические районы. Надеемся в будущем, на продуманную, социально ориентированную и привлекательную кадровую политику ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» для привлечения и закрепления квалифицированных специалистов в арктические районы страны в новых реалиях времени.

Чтобы как то выйти из такого положения, с 2008 года начали принимать на работу выпускников радиотехнического факультета СВФУ (г. Якутск) и Якутского колледжа связи и энергетики им. П.И. Дудкина.

В 2012 и 2013 годах служба ЭРТОС пополнилась молодыми специалистами: выпускниками Якутского авиационно-технического училища Романовым А.П. и Слепцовым А.Е., а также выпускником Якутского колледжа связи и энергетики Принада Д.А., которые за короткое время постигли премудрости технического обслуживания и эксплуатации сложного радиооборудования.

Новая техника, новые инновационные технологии, даже в 21 веке медленно внедряются в жизнь. На объектах службы ЭРТОС продолжают эксплуатироваться, к сожаленью, еще много морально устаревших, неоднократно продливших свой назначенный ресурс, оборудования.

Тем не менее, в службе движения и службе ЭРТОС идет планомерная замена устаревшего оборудования.

Если провести экскурс в прошлое, то мы увидим, что пик развития службы движения и службы ЭРТОС приходится на 70-80 годы прошлого столетия. В это время аэродром Чокурдах был оснащен оборудованием ОСП-26, ОСП-08 с обоих направлений посадки, системой посадки СП-50, курсоглиссадной системой (КГС). Были введены в эксплуатацию радиолокационная система посадки РСП-4, КВ пеленгатор «Лена», обзорный радиолокатор «Сатурн», радионавигационная система ближней навигации РСБН-2 («Свод»), РСБН-4 («Дорога»), обзорно-диспетчерский радиолокатор ДРЛ-7С (начало 1970), посадочный радиолокатор РП-3Г (1976), АРП-6, радиоконтрольная станция (РКС) и др.

Аэродром имел искусственное (асфальтобетонное) покрытие. Было установлено светосигнальное оборудование, позволяющее принимать воздушные суда 2-го класса. На позиции БПРМ-078 был установлен кодово-неоновый светомаяк (КНС). Аэропорт работал круглосуточно. Летали прямые рейсы по маршруту Чокурдах-Тикси-Москва и обратно на воздушном судне Ил-18. Минимум аэродрома составлял 50×700 для ВС 3 класса.

Все основные объекты службы ЭРТОС в полевом варианте были задействованы в этот период. Потом хозспособом были построены технические здания ПРЦ, ОРЛ-Т, ДПРМ и КДП. В последующие годы проводились капитальный ремонт и модернизация оборудования этих объектов.

В конце 90-х годов (прошлого века) возникла необходимость обслуживания международных воздушных трасс, для обеспечения обслуживания кроссполярной трассы «Полярная-4» была проведена огромнейшая работа по восстановлению и ремонту первичного режима трассовых радиолокаторов специалистами узла радиолокации службы ЭРТОС. Это еще раз доказало профессиональную выучку, компетентность и ответственность в достижении поставленной задачи коллектива службы ЭРТОС.

Результатом этих работ явился, состоявшийся 22 октября 1999 года первый испытательный (демонстрационный) полет по кроссполярной трассе «Полярная-4» (Г-494).

Демонстрационные (тестовые) полеты продолжались до января 2001 года. Обслуживание демонстрационных полетов показало возможность выполнения регулярных рейсов по кроссполярным маршрутам. С февраля 2001 года начались регулярные полеты по этим трассам. Специалисты службы движения в тесном сотрудничестве с персоналом службы ЭРТОС с честью справились с поставленной задачей обеспечения безопасности полетов на международных трассах и еще раз доказали иностранным авиакомпаниям (пользователям воздушного пространства РФ), что «ключи от неба» находятся в надежных руках.

Открытие международных воздушных трасс (МВТ) в зоне ответственности Чокурахского РЦ ускорило модернизацию оборудования службы движения и РТОП.

В 2001 году в соответствии с Программой по модернизации систем УВД введены в эксплуатацию комплексы систем автоматизированного управления воздушным движением КСА УВД «Альфа», КСА ПВД «Планета», СТВ «Метроном», комплекс диспетчерского тренажера «Эксперт».

В 2002 году внедрен в эксплуатацию обзорный радиолокатор трассовый «Лира-Т». С 2004 года поступили в эксплуатацию ОВЧ радиостанции «Фазан-Р2», затем «Фазан-Р5».

Новым достижением в развитии центра стала установка, монтаж и ввод в эксплуатацию в 2008 году двух обзорных трассовых радиолокаторов двойного назначения «Лира-ТВК» и оборудования спутниковой станции связи «Мост-АС» согласно Федеральной целевой программе «Совершенствование Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РФ (2007-2010 годы)».

Ввод в эксплуатацию радиолокационного комплекса «Лира-ТВК» со вторичной радиолокацией качественно повысила надежность обслуживания воздушного движения в зоне ответственности Чокурдахского РЦ. В настоящее время этот объект работает на Якутский РЦ, обеспечивает кроссполярные пролеты по МВТ, а в будущем будет работать на Якутский укрупненный центр.

В 2009 году отремонтированы фасад и внутренние помещения технического здания ОРЛ-Т. После ремонтных работ качественно улучшилось состояние рабочих мест персонала совмещенного объекта ОРЛ-Т. Сейчас этот объект является особой гордостью Чокурдахского центра ОВД.

За последние 5 лет продолжалась модернизация оборудования РТОП. Введены в эксплуатацию радиорелейные станции РРС МИК РЛ150 (2009).

В 2011 году произведена модернизация оборудования КДП КСА УВД «Альфа», КСА ПВД «Планета», КДТ «Эксперт». Установлено автоматизированное рабочее место (АРМ) «Монитор-3» в ЦКС.

В 2012 году установлены магнитофон «Гранит», СЗИ «Сфера»

В 2013 году на рабочем месте диспетчера КДП установлено метеотабло.

В течение 2012 и 2013 годов проведены большие объемы ремонтных и монтажных работ: отремонтированы фасад и большинство кабинетов служебного здания центра, ограждения объектов БПРМ, ДПРМ и ОПРС, обновлены маркировки объектов, установлены оборудования охранного видеонаблюдения на совмещенном объекте ОРЛ-Т и в служебном здании (КДП), осуществлены переносы оборудования объектов ПМРЦ и ПРЦ.

На протяжении всей своей деятельности коллектив Чокурдахского центра ОВД успешно справляется с задачей обеспечения пользователей воздушного пространства качественным аэронавигационным обслуживанием в зоне ответственности центра. Многое сделано, еще больше предстоит сделать.

Хочется выразить огромную благодарность всем работникам, кто стоял у истоков Чокурдахского центра ОВД, кто своим самоотверженным трудом внёс большой вклад в его развитие. Также от всего сердца хочется поблагодарить всех работников центра, которые продолжают работать в это нелёгкое время, оставаясь верными своей авиационной профессии.

Несмотря на все трудности, Чокурдахский центр ОВД филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» продолжает работать и развиваться. Коллектив стремится сохранить лучшие молодые кадры и с оптимизмом смотрит в будущее. В настоящее время центр особенно нуждается в притоке свежих сил, квалифицированных специалистов, способных сохранять и приумножать трудовые традиции и славу прошлых лет.

Организаторскими усилиями руководителей разных лет удалось создать стабильный, функциональный коллектив, пользующийся в районе и республике большим уважением. Работники Чокурдахского центра ОВД достойно несут нелегкую трудовую вахту в суровых арктических условиях, продолжают рабочие традиции прошлых лет и обеспечивают пользователям воздушного пространства качественное, надежное аэронавигационное обслуживание, проверенное временем.

Начальник центра Ковалев Сергей Иванович.

Тел.: +7 (4115) 82-17-07